Торжественное открытие фестиваля«Россия — 100 лет в авангарде:
посвящение Малевичу» в рамках проекта «Белое на белом»
29 октября 2022 года в выставочном пространстве Ренова Лаб ИЦ Сколково состоялось торжественное открытие фестиваля «Россия — 100 лет в авангарде:посвящение Малевичу» в рамках проекта «Белое на белом», приуроченного к 100-летнему юбилею первой в истории художественной выставки русского искусства.
В октябре 1922 года, ровно 100 лет назад, в Берлине, в галерее Ван-Димен, открылась первая в истории художественная выставка русского искусства, на которой взору мировой публики впервые были представлены работы русских художников-авангардистов, в том числе Казимира Малевича. По словам доктора искусствоведения Александры Шатских, эта выставка оказалась потрясением для Запада, и в наши дни она была включена историками в число двадцати важнейших выставок, определивших лицо ХХ века в искусстве.
Организационную и информационную поддержку фестиваля и сопровождающей его выставки картин художников-авангардистов обеспечили: Союз архитекторов России, Московская ассоциация предпринимателей, компания «Культурное наследие», Ренова Лаб ИЦ Сколково, потомки Казимира Малевича.
На церемонии открытия выступили:
• Полусмяк Андрей Григорьевич — генеральный директор Ренова Лаб Сколково.
• Иванова Наталия Васильевна — стратег, аналитик, инвестор, социальный технолог, советник управляющего директора, корпоративный директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», эксперт федеральной рабочей группы по сохранению
культурного наследия, руководитель объединенной дирекции экосистемы Московской ассоциации предпринимателей.
• Заика Ирина Кронидовна — член Союза архитекторов России, учёный секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России, постоянный представитель Союза архитекторов России на сессиях ЮНЕСКО, Президент АНО «Малевич — Сколково», основатель международного проекта «Тропа Малевича».
• Поденок Андрей Евгеньевич — президент Московской ассоциации предпринимателей.
• Королькова Наталия — руководитель Комитета по антикризисному управлению Межрегиональной общественной организации Московская ассоциация предпринимателей, юрист, медиатор, генеральный директор компании «Культурное наследие», партнёр ПМЭФ-2021.
• Помещенко Галина — художник, организатор выставок. Идейный вдохновитель творческого объединения «Артподвальщики», арт-директор компании «Культурное наследие».
• Филонов Владимир Анатольевич — правнучатый племянник Казимира Малевича.
Фестиваль открылся демонстрацией синтеза музыки и живописи — классики и авангарда.
Казимир Малевич сказал: «Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, её нужно видеть и слышать».
За мольбертами разместились участники лаборатории «Сотворчество. Рождение образа» — взрослые и совсем юные художники, а за роялем — праправнучатый племянник Казимира Малевича — пианист Андрей Филонов.
Под звуки музыкальных произведений разных эпох рождались образы современной живописи. Зрители услышали Бетховена из венского классицизма, Марчелло в обработке Баха из более ранней эпохи барокко, Шопена и Мендельсона — западно-европейских романтиков, сочинения русского композитора Александра Скрябина — известного всему миру романтика и, одновременно, яркого представителя музыкального авангардизма. Авангард сменился французским импрессионизмом — музыкой Дебюсси. В финальном блоке прозвучали пьесы самого известного в мире представителя русской музыкальной романтики — Сергея Рахманинова.
Андрей Филонов — Лауреат премии «Молодые дарования России», победитель и
обладатель специальных призов международных и всероссийских конкурсов, участник
концертных программ Международного благотворительного фонда Владимира
Спивакова. Финалист Всероссийского телевизионного конкурса «Синяя птица» и
обладатель специального приза — белого рояля. Андрей — ведущий солист
Международной филармонии будущего, фонда поддержки культуры и искусства
«Искусство на все времена», фонда «Таланты» общественной организации «Русская
инициатива», артист австрийской марки роялей и пианино FEURICH.
После окончания музыкально-художественной части фестиваля гости осмотрели экспозицию картин, в числе которых работы художников: Валеры и Наташи Черкашиных (экспозиция из цикла «Нью-Йорк. Предчувствие»), Владимира Андреенкова, Мечислава Малевича, Александра Панкина, Михаила Рошняка, Елизаветы Яковлевой, Валерия Светлицкого, Владимира Богданова и др.
Второе отделение, которое проходило в кинозале комплекса Ренова Лаб, началось с выступления Валеры и Наташи Черкашиных — удивительных неординарных художников, чьё творчество можно назвать синтезом живописи, действия, музыки и слова.
Александра Шатских — главный независимый эксперт мирового уровня по творчеству Малевича — подготовила к открытию фестиваля видео комментарии о Берлинской выставке русского искусства 1922 года. Они легли в основу фильма, премьеру которого увидели в этот день гости фестиваля.
Тему авангарда продолжила Ирина Кронидовна Заика — член Союза архитекторов России, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России, постоянный представитель Союза архитекторов России на сессиях ЮНЕСКО, президент АНО «Малевич — Сколково», основатель международного проекта «Тропа Малевича». Её доклад был посвящён ландшафту в творчестве художников-авангардистов, а также истории проекта «Тропа Малевича».
Представление музыкальной ветви Казимира Малевича продолжил музыкант и композитор Михаил Богданов – правнучатый племянник гениального художника, исполнивший музыкальную программу собственного сочинения.
Гостем вечера стал художник Antonio Lebedef. Его выступление, носившее общее название
«Познай свою сверх реальность», перешло в живой творческий диалог со зрителями.
В завершение дня гости послушали интересный рассказ Любови Владимировны Богдановой — внучатой племянницы Казимира Малевича, поведавшей интересные факты из биографии своего отца — Владимира Богданова — племянника легендарного художника. Владимир Богданов занялся живописью уже в почтенном возрасте. Некоторые из его работ представлены на выставке фестиваля «Россия — 100 лет в авангарде: посвящение Малевичу», открытой зрителям до 29 ноября.