Русская Азбука создавалась восемь лет, с 2004 по 2012 годы при поддержке Александра Васильевича Ренжина и Иконописной Мастерской «Канонъ» художницей Мариной Ханковой.
Александр Ренжин – искусствовед, реставратор, коллекционер, художник, руководитель Иконописной мастерской. Александр Ренжин создал музей, посвященную последнему Императору России, в котором находится более трёх тысяч реликвий, принадлежавших семье последнего Императора.
Марина Ханкова художница, окончила художественно-графический факультет Педагогического Университета.
Более 25 лет руководит своей художественной школой в Королёве.
Идея проиллюстрировать азбуку возникла примерно в 2004 году.
Стало понятно, что что необходима новая азбука для рассматривания, которая станет книгой для семейного общения и напомнит городским детям о существовании леса, маленьких птичек, диких ягод и травинок. Такая книга, за разглядыванием которой можно провести не один вечер у бабушки на коленях, переносясь и погружаясь в мир русских сказок и родной природы.
Стиль изображений был выбран не случайно.
Во многих домашних библиотеках бережно хранятся советские детские книги, прекрасно проиллюстрированные настоящими мастерами, с замечательными рассказами и сказками, которые учат трудиться, любить близких и природу, гордиться своей страной. На особом месте – русские сказки с рисунками Ивана Билибина.
Иван Билибин создал любимые нами книжки более 100 лет назад, и именно эти, первые его работы, больше всего трогают сердце маленьких зрителей.
Так любимые с детства книги задали тон будущей Азбуки.
Три года понадобилось на прорисовку эскизов разворотов в карандаше. Искали образы будущих персонажей, выстраивали композицию, подбирали орнаменты и материалы по костюмам и утвари русской избы, нашим родные травам и ягодам, чтобы и зимой можно было продолжать работу.
Первые эскизы сразу определили, что разворот книги будет посвящен одной букве русского алфавита. Левая часть – самой букве, в обрамлении трав, лесных птиц, предметов быта, подобранных на нужную букву. Правая часть – одному-двум героям русских сказок. «Сложные» буквы, такие как «Й», «Ы», «Ь» и «Ъ» тоже нашли своих героев. Стараясь избежать «Йода» и совсем не нашего «Йогурта», изобразили букву «Й» представив нам караваЙ, ручеЙ, валуЙ, водопоЙ и чаЙ, а справа – русская троЙка, которая проносится по деревне мимо людей, смотрящих на нее с удивлением и восторгом…
Буква «Ы» встречает нас дЫмом, снЫтью, мЫшью и дЫркой, а справа – «Дым коромЫслом» – пекутся блины и дым-чад, и пар стоит столбом.
Работа над «Азбукой» была удивительной. Часто казалось, что это не художник придумывает и создаёт своих героев, а они сами приходят, проступают на бумаге, и остается только обвести и раскрасить их.
В 2007 году были готовы все 66 эскизов для 33 разворотов в карандаше.
С Иконописной Мастерской Александра Ренжина стали искать подходяшие материалы для качественного цветового воплощения. Остановились на бумаге ручного отлива «Кагаз», Российского производства. Ленинградской акварели. Тончайшие кисти, подходящие для работы, нашлись в иконописной мастерской А.В. Ренжина .
Каждый разворот имеет не только своё колористическое звучание, но и свою историю. Герои русских сказок, неожиданно встретившись вместе в одном изображении, заставляют нас придумать новую историю, новый сюжет.
Вот, например, левая сторона буквы «Х».
Здесь, как и на других разворотах, все решено в едином колорите. Тон задает сама буква, выкрашенная Хной. Цвет в «Азбуке» помогает выучить названия букв: «Р» – розовая, «А» – алая, «Ч» – черная и так далее. На букву «Х» надет Хомут, а чтобы показать его применение, изображены кони, запряженные в телеги, с хомутами на шее. При телегах Хозяин и Хозяюшка. Испеченный ею Хлеб поднимается на Хмелю, а девушки водят Хоровод. За спинами у Холопов, которые держат план Хором, – орнаментные вставки с Хвощом.
Правый лист буквы «И» показывает нам Илью Муромца и Избушку на курьих ножках. Мы не знаем такой сказки, где встречались бы Илья и Избушка. Придумаем свою историю для этих персонажей: «Зимний лес. Илья-Муромец остановился у небольшого родничка напоить своего коня. Хрустнула ветка, которую Илья отвел своей рукой. Что он видит – Избушка явно шла по следу Ильи Муромца и застыла, испугавшись, что ее заметили. Мощные дубы сцепились ветками над головой богатыря, охраняя его. Перед нами маленький кусочек новой сказки, которую при желании может дофантазировать читатель.
При поддержке Алексанадра Васильевича Ренжина в 2012 состоялась презентация Русской Азбуки в Музее Русской Иконы, а также было выпущено великолепное издание книги в 100 экземплярах, максимально приближенное к оригиналу на швейцарской бумаге ручного отлива. Минеральные красители максимально точно передавали цвет изображения.
Сейчас уже несколько лет работа ведётся над проектом «Сказка о рыбаке и Рыбке» А.С. Пушкина, серией «Уголки Родной природы», «Стражи Волговерховья».